Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Модератор: GRIGAS
-
Автор темыdjonl
- Продвинутый ДЖИПЕР
- Всего сообщений: 182
- Зарегистрирован: 02.03.2011
- Авто: Marvie, 96г, WLT MT
- Откуда: Ангарск
- Возраст: 43
Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Всем привет! давно не был здесь, а тем времнем мавр мой подрос и обзавелся 33" гудричами. силовой обвес в процессе, в том числе передний бампер с лебедкой. и , что логично, встал вопрос об установке усиленных торсионов! выбор есть, четыре производителя с ценами от 9 до 15 Крублей.
господа, кто каие пользует? помогите выбрать!
господа, кто каие пользует? помогите выбрать!
33" тапки, лебедка, силовой обвес под хай-джек вкруг
-
- Джипер-гуру
- Всего сообщений: 1185
- Зарегистрирован: 07.09.2010
- Авто: UVL6R
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Одними "усиленными" торсионами не обойдешься для 33" тапочек, покури повнимательнее форум было уже.
Mazda UVL6R
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
У меня стоят усиленные торсионы Dobinson вкупе с амортизаторами Dobinson. Впечатления только положительные.
Стандартные торсионы сдулись, когда навесили на перед лебедку и площадку для ее крепежа, а также самодельную защиту днища. Всего вышло 120-150кг дополнительного веса, так что от установки усиленного бампера или кенгурятника отказались, чтобы не перегружать торсионы и переднюю подвеску.
Для 33'' тапок все равно нужно ставить 2" проставки между рамой и кузовом, а то если поднимать одними торсионами, то они будут сильно нагружены и могут не выдержать при сильных динамических нагрузках, и еще возрастет нагрузка на привода, так как угол наклона ШРУСов увеличится и они будут быстрее изнашиваться и выходить из строя.
Стандартные торсионы сдулись, когда навесили на перед лебедку и площадку для ее крепежа, а также самодельную защиту днища. Всего вышло 120-150кг дополнительного веса, так что от установки усиленного бампера или кенгурятника отказались, чтобы не перегружать торсионы и переднюю подвеску.
Для 33'' тапок все равно нужно ставить 2" проставки между рамой и кузовом, а то если поднимать одними торсионами, то они будут сильно нагружены и могут не выдержать при сильных динамических нагрузках, и еще возрастет нагрузка на привода, так как угол наклона ШРУСов увеличится и они будут быстрее изнашиваться и выходить из строя.
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
- Джипер-гуру
- Всего сообщений: 1185
- Зарегистрирован: 07.09.2010
- Авто: UVL6R
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Из брэндов конечно Добинсон, но я его не видел, себе сделал сам (ибо работаю на машиностроительном предприятии).
надо: сами торсионы+проставки под верхние шаровые+проставки под отбойники+резать низ бампера (лопухи)+ убирать "растяжки" на "лопухи"....."бодик" делать не рекомендую, а то еще и бампер поднимать придется , поднимать "пороги", что то придется делать с окном под рычаг раздатки в кузове, с патрубками на радиаторы ....гемор в общем, а результат тот же. В общем"у каждого свои фламастеры".Дмитрий77:Для 33'' тапок все равно нужно ставить 2" проставки между рамой и кузовом, а то если поднимать одними торсионами, то они будут сильно нагружены и могут не выдержать при сильных динамических нагрузках, и еще возрастет нагрузка на привода, так как угол наклона ШРУСов увеличится и они будут быстрее изнашиваться и выходить из строя.
Из брэндов конечно Добинсон, но я его не видел, себе сделал сам (ибо работаю на машиностроительном предприятии).
Mazda UVL6R
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
надо: сами торсионы+проставки под верхние шаровые+проставки под отбойники+резать низ бампера (лопухи)+ убирать "растяжки" на "лопухи"....."бодик" делать не рекомендую, а то еще и бампер поднимать придется , поднимать "пороги", что то придется делать с окном под рычаг раздатки в кузове, с патрубками на радиаторы ....гемор в общем, а результат тот же. В общем"у каждого свои фламастеры".
Из брэндов конечно Добинсон, но я его не видел, себе сделал сам (ибо работаю на машиностроительном предприятии).
Проставок под шаровыми и отбойниками у меня нет; низ бампера (лопухи) действительно будут цеплять при поворотах колес, поэтому у меня они убраны; задний бампер действительно опустится (так как крепится к раме), так что лучше ставить усиленный под хай-джек (у меня такой с калиткой); пороги тоже лучше приподнять, а то они низковато висят в стандарте; с окном под рычаг раздатки при лифте 2" ничего делать не придется (просто рычаг будет ниже торчать); нижние патрубоки с радиатора придется переделывать и снимать нижнюю часть диффузора радиатора, а так же удлинять заливную горловину топливного бака. Вкратце вроде бы все, не так уж и геморно, все можно сделать неторопясь за пару дней, но результат того стоит если собираетесь лазить по говнам...
Добавлено спустя 9 минут 18 секунд:
В принципе, оба варианта имеют право на существование, но вариант без бодилифта - предел для 33" резины, а вот с бодилифтом и проставками под шаровые можно замахнуться и на 35 тапки, хотя крутить их будет тяжеловато и можно будет быстро уработать ступичные подшипники, привода и трансмиссию.
Добавлено спустя 10 минут 5 секунд:
На 33 тапках с бодилифтом 2"
Из брэндов конечно Добинсон, но я его не видел, себе сделал сам (ибо работаю на машиностроительном предприятии).
Проставок под шаровыми и отбойниками у меня нет; низ бампера (лопухи) действительно будут цеплять при поворотах колес, поэтому у меня они убраны; задний бампер действительно опустится (так как крепится к раме), так что лучше ставить усиленный под хай-джек (у меня такой с калиткой); пороги тоже лучше приподнять, а то они низковато висят в стандарте; с окном под рычаг раздатки при лифте 2" ничего делать не придется (просто рычаг будет ниже торчать); нижние патрубоки с радиатора придется переделывать и снимать нижнюю часть диффузора радиатора, а так же удлинять заливную горловину топливного бака. Вкратце вроде бы все, не так уж и геморно, все можно сделать неторопясь за пару дней, но результат того стоит если собираетесь лазить по говнам...
Добавлено спустя 9 минут 18 секунд:
В принципе, оба варианта имеют право на существование, но вариант без бодилифта - предел для 33" резины, а вот с бодилифтом и проставками под шаровые можно замахнуться и на 35 тапки, хотя крутить их будет тяжеловато и можно будет быстро уработать ступичные подшипники, привода и трансмиссию.
Добавлено спустя 10 минут 5 секунд:
На 33 тапках с бодилифтом 2"
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
- Реальный Джипер
- Всего сообщений: 825
- Зарегистрирован: 30.01.2009
- Вод.стаж с: 1989
- Авто: УАЗ Патриот 4163, ЗМЗ 40904.10, МТ, 12
- Откуда: Приморье
- Возраст: 59
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
В ветке МаздоБарахолка тросы продавали - Tough Dog, бу 1 год. Про торсы много писали, все бренды хороши, минус у всех один утяжелять морду надо - чтобы зубы оставить целыми.
Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:
Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:
Без проблем - занижаем пары и вперед на 35 как на 31!Дмитрий77: можно замахнуться и на 35 тапки, хотя крутить их будет тяжеловато и можно будет быстро уработать ступичные подшипники, привода и трансмиссию.
etc,T-Surf-91,M/T,2LT;T-RAV4-97,A/T,3S-FE
I-Bighorn-98,A/T,4JX1
M-ProceeDM-97 UV56R,A/T,G5E УАЗ Патриот-012 ЗМЗ 2,7i M/T, 4Х4
I-Bighorn-98,A/T,4JX1
M-ProceeDM-97 UV56R,A/T,G5E УАЗ Патриот-012 ЗМЗ 2,7i M/T, 4Х4
-
Автор темыdjonl
- Продвинутый ДЖИПЕР
- Всего сообщений: 182
- Зарегистрирован: 02.03.2011
- Авто: Marvie, 96г, WLT MT
- Откуда: Ангарск
- Возраст: 43
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
я же говорю-мавр мой подрос! 33гудричами обзавелся! читаем внимательнее!
и бодик и лифт подвески со всеми сопутствующими уже сделал, колеса стоят-с этим все ок! фото позже вставлю.
интерес именно к торсионам, в чем отличия у разных производителей? илли характеристики и качество одно и тт же? выбирать по доступности и цене?
и бодик и лифт подвески со всеми сопутствующими уже сделал, колеса стоят-с этим все ок! фото позже вставлю.
интерес именно к торсионам, в чем отличия у разных производителей? илли характеристики и качество одно и тт же? выбирать по доступности и цене?
-
- Продвинутый ДЖИПЕР
- Всего сообщений: 454
- Зарегистрирован: 22.07.2008
- Авто: Marvie'97, UVL6R, WL-T, A/T, легкий лифт
- Откуда: Владивосток
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Stirobond катается на ТачДогах, рессорах о амортах от той же фирмы, не жалуется, но тапок выше 31-й резины не ставил.
Сам в грязи на 32-й катаюсь.
Сам в грязи на 32-й катаюсь.
TOYOTA Land Cruiser Prado'95, KZJ71, 1KZ-TE
NISSAN Terrano'92, TD27T
ISUZU BIGHORN'94, UBS25, 6VD1
NISSAN Terrano'92, TD27T
ISUZU BIGHORN'94, UBS25, 6VD1
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Принципиальной разницы я думаю нет: что торсионы TOUGH DOG что торсионы Dobinsons ставить.
и цены на них примерно одинаковые (см. ниже):
ТОРСИОН TOUGH DOG (928мм/26мм) - ПАРА (4WTB-1546) /FORD COURIER/ пара 12 800р.
TB39-1546 Dobinsons Торсионы Mazda B2500 TB39-1546 пара 11 400р.
Единственное, предудущий владелец моей машины ставил амортизаторы TOUGH DOG (даже наклейки на машине остались), а потом почему-то перешел на Dobinsons, которые стоят по сей день вместе с торсионами этой фирмы. По разбитой грунтовке и щебенке на скорости 40км/час чувствуется вибрация передаваемая от дороги, а вот с увеличением скорости до 70-80км/час (даже сотню ездил) вибрация не ощущается и выбоины даже не замечаешь (проглатываются подвеской полностью) и машина держится на дороге отлично, так что на грунтовке у меня конкурентов нет: разве что ТЛК-100 может потягаться...
и цены на них примерно одинаковые (см. ниже):
ТОРСИОН TOUGH DOG (928мм/26мм) - ПАРА (4WTB-1546) /FORD COURIER/ пара 12 800р.
TB39-1546 Dobinsons Торсионы Mazda B2500 TB39-1546 пара 11 400р.
Единственное, предудущий владелец моей машины ставил амортизаторы TOUGH DOG (даже наклейки на машине остались), а потом почему-то перешел на Dobinsons, которые стоят по сей день вместе с торсионами этой фирмы. По разбитой грунтовке и щебенке на скорости 40км/час чувствуется вибрация передаваемая от дороги, а вот с увеличением скорости до 70-80км/час (даже сотню ездил) вибрация не ощущается и выбоины даже не замечаешь (проглатываются подвеской полностью) и машина держится на дороге отлично, так что на грунтовке у меня конкурентов нет: разве что ТЛК-100 может потягаться...
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
Автор темыdjonl
- Продвинутый ДЖИПЕР
- Всего сообщений: 182
- Зарегистрирован: 02.03.2011
- Авто: Marvie, 96г, WLT MT
- Откуда: Ангарск
- Возраст: 43
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Добавлено спустя 7 минут 30 секунд:
лебедка, ну, пусть 40кг, а оставшиеся 80-110 кг? Дмитрий, я так понял, при установке лебеды задействовали только штатные крепления переднего бампера? на дроме фотка висит-не очень понятно.. может в теме про лебедки отпишешь-как, из чего, да с фотами?Дмитрий77:когда навесили на перед лебедку и площадку для ее крепежа, а также самодельную защиту днища. Всего вышло 120-150кг дополнительного веса, так что от установки усиленного бампера или кенгурятника отказались, чтобы не перегружать торсионы и переднюю подвеску.
Добавлено спустя 7 минут 30 секунд:
торсионы сам сделал? это как? дык нужно бизнесс свой налаживать!Hariton:Из брэндов конечно Добинсон, но я его не видел, себе сделал сам (ибо работаю на машиностроительном предприятии).
с 2" подвески, без бодика мерял сильвера 33х10,5, при вывернытых колесах цепляли сильно. 35 тапки на марвике перебор, думаю, проходимость лучше лебедкой добрать, да локкой в передний мост..разница в проходимости между 33 и 35 не велика, а вот надежность в разы падает..Дмитрий77:В принципе, оба варианта имеют право на существование, но вариант без бодилифта - предел для 33" резины, а вот с бодилифтом и проставками под шаровые можно замахнуться и на 35 тапки, хотя крутить их будет тяжеловато и можно будет быстро уработать ступичные подшипники, привода и трансмиссию.
Монгол, где пары заниженные видел? я думал их нет на наши авто!Монгол:Без проблем - занижаем пары и вперед на 35 как на 31!
33" тапки, лебедка, силовой обвес под хай-джек вкруг
-
- Джипер-гуру
- Всего сообщений: 1185
- Зарегистрирован: 07.09.2010
- Авто: UVL6R
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
да хрен на этом бизнес сделаешь - материал и мехобработка моя, а вот за термообработку одной пары пришлось отдать 5 рублей...навару ни какого не будет. Есть только уверенность в том, что получил все "по максимуму"....сам расчитал, подобрал материал (самый "грамотный" , после Т. О. замерил твердость - значит получил то что хотел . Да и как то отдать 15 р за 2е "жележные палки", работая на заводе, имея образование инженера механика - "впадлу"djonl:торсионы сам сделал? это как? дык нужно бизнесс свой налаживать!
Mazda UVL6R
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Для djonl: Моя лебедка весит 47кг по паспорту при длине троса 30м, а при длине троса 50м вес будет около 60кг. Для ее крепления изготавливалась специальная площадка (см фото), которая тоже весит порядка 40кг, кроме того передок снизу защищен стальным листом (по моему толщина не менее 5мм)сваренным с уголками - это еще 20-25кг, дальше крепится сплошная защита днища из той же толщины листа (тоже армированная изнутри уголком) - это еще не менее 30кг. Итого получается 60+40+20+30=150кг .
Про 35" тапки полностью с тобой согласен: овчинка выделки не стоит. Заниженные пары где-то мне попадались на Процид (по-моему 4,77 если память не изменяет), но мне важна крейсерская скорость на трассе 110-120 км/час и динамика легковушки в городе, поэтому на них не купился. А вот лебедка и Локка у меня стоит, так что штурмовать бездорожье можно и на 33" тапках (у меня 33х12,5 при лифте 2"+2" нигде не цепляет), дальше нужно расширители на передних арках переделывать
Сам работаю руководителем производства на машиностроительном предприятии, но "колхозить" торсионы у себы на заводе не стал бы, намного надежнее и проще купить проверенную марку у специализирующихся и "съевших собаку" на этом деле фирм.
Про 35" тапки полностью с тобой согласен: овчинка выделки не стоит. Заниженные пары где-то мне попадались на Процид (по-моему 4,77 если память не изменяет), но мне важна крейсерская скорость на трассе 110-120 км/час и динамика легковушки в городе, поэтому на них не купился. А вот лебедка и Локка у меня стоит, так что штурмовать бездорожье можно и на 33" тапках (у меня 33х12,5 при лифте 2"+2" нигде не цепляет), дальше нужно расширители на передних арках переделывать
Сам работаю руководителем производства на машиностроительном предприятии, но "колхозить" торсионы у себы на заводе не стал бы, намного надежнее и проще купить проверенную марку у специализирующихся и "съевших собаку" на этом деле фирм.
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
Автор темыdjonl
- Продвинутый ДЖИПЕР
- Всего сообщений: 182
- Зарегистрирован: 02.03.2011
- Авто: Marvie, 96г, WLT MT
- Откуда: Ангарск
- Возраст: 43
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
по поводу общего веса-я хочу бампер силовой-вес буду экономить на всем, есть мысли кой какие..
вопрос еще про торсионы: с товарищем спор небольшой-он на рейнджера поставил усиленные торсионы-стал жесче, но морда не поднялась, говорит так и должно быть, надо накручивать, хоть и усиленные.. рассудите!
я как раз про эту фотку и говорил-не совсем понятно, крепится только к 4м болтам крепления бампера? я думаю задействовать еще и нижние болты, на которых буксировочные уши крепятся.Дмитрий77: Моя лебедка весит 47кг по паспорту при длине троса 30м, а при длине троса 50м вес будет около 60кг. Для ее крепления изготавливалась специальная площадка (см фото)
по поводу общего веса-я хочу бампер силовой-вес буду экономить на всем, есть мысли кой какие..
вопрос еще про торсионы: с товарищем спор небольшой-он на рейнджера поставил усиленные торсионы-стал жесче, но морда не поднялась, говорит так и должно быть, надо накручивать, хоть и усиленные.. рассудите!
33" тапки, лебедка, силовой обвес под хай-джек вкруг
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Для Djonl: сварная площадка под лебедку крепится у меня к раме автомобиля по-моему на 8 болтов М16, а не к болтам крепления бампера (а то бы вырвало ее нафиг вместе с лебедкой). Чертежей на площадку нет, так как делали ее по заказу на СТО и подгоняли по месту. Как будет время попробую сфотографировать с разных ракурсов, где смогу подлезть с фотоаппаратом. Снизу площадки висит лист защиты, который также крепится к раме через самодельные кронштейны спереди на 4 болта и сзади на 3 болта, еще 2 болта крепят его посередине. Крепить площадку нужно только к раме по максимуму.
Добавлено спустя 52 минуты 19 секунд:
И еще забыл добавить: у меня роль силового бампера выполняет именно эта площадка под лебедку: на ней специально приварен снизу захват под хай-джек (на фото видно), чтобы можно было домкратить хай-джеком автомобиль спереди. И выступает она вместе с направлющими роликами от лебедки немного вперед за габариты автомобиля, так что основной удар спереди она примет на себя и передаст на раму, сама же лебедка спрятана внутрь площадки, поэтому при небольших ударах пострадать не должна.
Добавлено спустя 52 минуты 19 секунд:
И еще забыл добавить: у меня роль силового бампера выполняет именно эта площадка под лебедку: на ней специально приварен снизу захват под хай-джек (на фото видно), чтобы можно было домкратить хай-джеком автомобиль спереди. И выступает она вместе с направлющими роликами от лебедки немного вперед за габариты автомобиля, так что основной удар спереди она примет на себя и передаст на раму, сама же лебедка спрятана внутрь площадки, поэтому при небольших ударах пострадать не должна.
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
- Гипер-Джипер
- Всего сообщений: 2295
- Зарегистрирован: 19.01.2011
- Вод.стаж с: 1994
- Авто: MAZDA Procced Marvie UVL6R, WL-T A/T 96г
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 47
Re: Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления
Фотографии площадки под лебедку:
Добавлено спустя 5 минут 35 секунд:
Еще фотографии:
Итого площадка под лебедку крепится 4 болтами к раме снизу (по 2 с каждой стороны), 2 болтами к раме спереди (по 1 с каждой стороны), 2 болтами к раме сверху (под капотом по 1 с каждой стороны): итого 8 болтов. Вырвать лебедку из площадки нереально, как и саму площадку оторвать от рамы.
Добавлено спустя 5 минут 35 секунд:
Еще фотографии:
Итого площадка под лебедку крепится 4 болтами к раме снизу (по 2 с каждой стороны), 2 болтами к раме спереди (по 1 с каждой стороны), 2 болтами к раме сверху (под капотом по 1 с каждой стороны): итого 8 болтов. Вырвать лебедку из площадки нереально, как и саму площадку оторвать от рамы.
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Под капотом справа.jpg (116.79 КБ) 6139 просмотров
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Под капотом слева.jpg (133.23 КБ) 6139 просмотров
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Вид спереди под бампером справа.jpg (130.63 КБ) 6140 просмотров
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Вид спереди под бампером слева.jpg (146.68 КБ) 6140 просмотров
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Вид спереди - крепеж к раме слева.jpg (141.88 КБ) 6140 просмотров
-
- Тюнинговые торсионы, отзывы, реальные впечатления - Вид снизу- крепеж к раме справа.jpg (103.96 КБ) 6140 просмотров
БЫЛ Экспедиционник: подвеска Dobinson, бодилифт+2", 33х12,5"MAXXIS, LOKKA, ComeUp9500, SAFARI, Hi-Lift Jack, SEPAR, GPS... Пересел на RangeRover 4.2superchardger
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 13 Ответы
- 4265 Просмотры
-
Последнее сообщение нефтян-ник